Октябрь, 2001
 
 
№ 1-2 (78-79)
 
 
November, 2001
 
Ретро-"Байтик": 1986 - 2001

Чем отличаются «Байтики»?


«Байтик-1»

Июль, 1988. «Сиднев и его команда» думают, 
как встретить американских школьников.
- Ребята, когда вы стали заниматься с ЭВМ?
Миша Марченко (12 лет, 6 кл.): Я приехал в Троицк с родителями в 84-м году и почти сразу же стал заниматься. Года три уже...
Стас Тихонов (14 лет, 8 кл.): А я стал заниматься с ЭВМ, когда «Байтика-1» еще не было. Мы с другими ребятами ходили к моему папе на работу. Тогда это было в здании по улице Лесная, где раньше был детский сад. Вот там и образовался кружок. Это было года 4 назад. А потом мы переехали на «Байтик», это все стало расширяться, ребят становилось все больше и больше...
- Какие у вас на сегодняшний день успехи?
С. Здесь только одна область, где можно преуспеть.
- Компьютерные игры?
С. (смеется) Нет, программирование.
М. В игры нам особенно и не дают играть.
- Расскажите, какие программы вы писали?
С. Одну написал на фортране, остальные - на бейсике. Моя программа строит объемные трехмерные поверхности. Есть парочка обучающих программ для детей - русскому алфавиту. Это выглядит так. Возникает фраза, из которой обучающийся должен выбрать все одинаковые буквы, а машина отреагирует. Подразумевается роль учителя, который будет предлагать и называть эту букву, чтобы ребенок знал, как она произносится.
- А вставить в слово пропущенную букву?
С. Да, есть такая идея, но пока не реализована.
М. У меня есть похожая программа. В ней появляется слово с ошибкой, которую надо исправить, а машина соглашается с исправлением или нет. Еще я делал программы, где просто движутся какие-нибудь картинки. Мой папа работал там же, где и у Стаса, и я тоже к нему ходил. Николай Степанович Мелентьев на «Ямахе» сделал игру с двумя самолетами, которые стреляли. Я сейчас хочу сделать такую же, но у меня пока не получается. Еще на «Дуэте» я хочу сделать игру «Пятнашки».
- А из существующих игр какие больше всего нравятся?
С. Ну, где графика получше. Это все «Квесты» и исследовательские «игрушки», желательно, с английским языком.
- Я чувствую, ты чемпион в зтом деле. Так?
С. По «Квестам» - да.
- Скоро приедут американцы. Что даст эта встреча? Может, взрослым она больше нужна?
С. Я думаю, что эта встреча нужна нам, чтобы для начала поближе познакомиться.
- Кто у вас будет жить?
С. У меня Демар Ричардсон.
М. А у меня Маяшела Гарсиа.
- Ты себе девочку выбрал?
М. Нет, просто девочек больше приезжает, чем мальчиков. Мне даже не верится, что они приедут. Конечно, интересно встретиться, поговорить друг с другом, в другую страну поехать...
- И чтобы ты хотел приобрести в другой стране?
М. Компьютер хочется...
С. Зачем деньги тратить, если можно на «Байтик» ходить!

«Байтик-2»

- Ребята, как называется ваш кружок, хотя по объему и оборудованию эти помещения «Байтика-2» мне больше напоминают научную лабораторию?
Дима Гладун (14 лет, 9 кл.): Применение вычислительной техники в физическом эксперименте.
- Занятия проводятся по жесткому расписанию?
Глеб Новичков (13 лет, 7 кл.): В учебное время - да...
Артем Лыткин (15 лет, 10 кл.): ...а сейчас, в каникулы, более свободно.
- Сколько времени вы здесь занимаетесь?
Д. Я - один год.
Г. Даже точно и не помню. Давно начал, еще «Байтика» не было.
А. Непосредственно здесь я полгода. До этого занимался на «Байтике-1»у Сергея Чернова.
- В этой комнате я вижу компьютеры «Дуэт», а также осциллографы, вольтметры и другие приборы, которых в классах «Байтика-1» нет...
Д. Дело в том, что здесь вообще другая атмосфера. Для нас ЭВМ - просто инструмент для проведения конкретного физического эксперимента, как осциллограф, например.
А. А эта комната - обучающий класс. Здесь рассказываются не только программирование, но и электроника, электротехника...
Д. В соседней комнате, 104, я сейчас занимаюсь с КАМАКом. Там через КАМАК осуществляется управление лазерным лучом с помощью подпрограмм на ассемблере. В 102 комнате через КАМАК снимают параметры сверхпроводников. Они автоматически обрабатываются, машина строит графики.
- Как отнеслись к известию, что к вам приедут американцы?
А. Я даже не верил в это!
Г. Да, вообще-то, тут бывали американцы, правда, взрослые...
Д. Была у нас тут группа сенаторов. Они долго мне жали руку, после того, как я ее засунул в жидкий азот. Удивлялись, как я не обжегся. А что тут удивительного: он же очень быстро на руке испаряется, получается воздушная подушка, и обжечься не успеваешь - во многих книжках написано...
- Чем сейчас занимаетесь?
Г. Я обслуживаю эксперимент по сверхпроводимости, помогаю Сергею Кубаткину.
Д. Я программирую КАМАК в комнате, где лазерная установка.
А. Мне более близка радиоэлектроника: я собираю приемник. Хотя тоже знаю языки программирования.
Д. У нас еще есть Славка...
А. Он здорово разбирается в КАМАКе.
Г. Вот он, в дверь заглядывает.
- Слава, заходи смелее.
Слава Епихин (14 лет, 9 кл.): Да мне, вообще-то, некогда...
Д. Без него у нас КАМАК бы стоял.
- Ребята, а как вы понимаете, для чего нужен КАМАК?
Д. Для управления чем-либо посредством ЭВМ, чем-либо механическим, технически более простым. Например, шаговым двигателем, который приводит в действие какое-то устройство. Сразу с ЭВМ управлять этим устройством нельзя, а КАМАК такую возможность дает.
А. Как интерфейс...
Д. Это связующее звено: человек - машина, человек - устройство.
Г. И, вообще говоря, этими стандартными блоками можно управлять любой установкой. Нужна только соответствующая программа...
- Слава, а ты что сейчас делаешь?
С. Пишу программу, которая поможет контролировать работу вакуумного насоса.
- Давно ты начал здесь заниматься?
С. Полгода.
- Неужели так быстро можно научиться писать такие программы?
С. ... (пожимает плечами и убегает, наверно, дописывать свою программу.)
А. Здесь у нас процесс обучения больше самостоятельный и идет постоянно...
Д. ...и очень зависит от желания.
- Кто с вами занимается из взрослых?
Г. В основном, Александр Николаевич Горленков, потом Алексей Петрович Костромин, Сергей Кубаткин...
Д. Валентин Дмитриевич Кузнецов и Владимир Иванович (фамилию забыл) ведут кружок микропроцессорной техники. Мы на контроллерах испытывали микропроцессоры, на ассемблере его программировали.
- Как будут происходить ваши работы с гостями?
А. Мне кажется, что дел у нас хватает. Мы покажем - они выберут по желанию.
- Что даст эта встреча?
Д. Мы узнаем своих сверстников, из первых рук поймем, что такое Америка: ведь они нам расскажут, наверное, о себе, о своих семьях, занятиях, мы ближе узнаем друг друга. Это и укрепление отношений, и, вообще, просто дружба. Может, переписки завяжутся. И еще я знаю, что в рамках этой программы, «Дети навстречу третьему тысячелетию», будут еще две встречи у нас в стране летом.
Г. Я думаю, наладятся связи по каким-то одинаковым работам, и совместные усилия приведут к более быстрому успеху.
А. Общение со сверстниками - это, конечно, очень полезное дело, хотя бы с точки зрения знания языка.
Д. И потом, мы хотим их заинтересовать нашими работами, предложить подумать над какой-то небольшой, но конкретной специальной задачей по электронике или программированию.
- Мне кажется, что в части программирования и электроники вы им не уступите. Но вот в чем они скорее всего вас опередят, так это в спортивности. Как у вас здесь дела?
Д. Раньше я занимался лыжами, теперь посещаю группу ОФП.
Г. Специально ничем не занимаюсь, люблю кататься на велосипеде.
А. Я раньше занимался самбо. Сейчас ничем не занимаюсь.
- А в школе как успехи?
Д. Я закончил восьмой класс с отличием.
А. Всякое бывает...
Г. Четверки, в основном.
Спрашивал К.Рязанов.
Июнь, 1988.
Home