Декабрь, 2000
 
 
№ 3-4 (76-77)
 
 
December, 2000
 
"Учиться, учиться и учиться!"

Такого ещё не было!
Об успехе одиннадцатого класса Лицея

Лично я, учащийся одиннадцатого класса, вышедший на финальную прямую «детской» жизни, могу думать только об одном: поступление в вуз. Постоянно задаю вопросы: «А ты куда поступаешь?», «А почему?», «А где занимаешься?». С восхищением и нехорошей ноткой зависти смотрю на свежих выпускников, сумевших преодолеть этот сложный барьер, порог «взрослой жизни», ставших студентами.
Пятнадцать учеников 11 «Т» класса Троицкого Лицея поступили в МГУ (шестеро на физфак, пятеро на мехмат, четверо на ВМК)...
Я, когда это услышал, лишился дара речи. Пятнадцать человек - три четверти класса! МГУ - первый вуз страны, если не мира! Остальные ребята успешно сдали экзамены в другой престижный институт России - МИФИ. Результат, мягко говоря, необычный - один из лучших в РФ, а может, и самый лучший (мои слова подтвердят эксперты).
В чем же причины ТАКОГО результата? Их целый комплекс.
Это общая атмосфера коллектива, создаваемая специально отобранными ребятами: класс «сеяли» очень тщательно, ежегодно устраивая переводные экзамены, оставляя лучших.
Это возможность и, главное, желание уникальных преподавателей (Н.П.Кучера, Ю.Б.Сосунова, В.А.Самутиной, Л.И.Мишиной, классной руководительницы В.А.Праги) работать с учениками, вызываемое, опять же, старанием и энтузиазмом последних.
И это, прежде всего, сотни часов, упорно и старательно проводимых за учебниками физики и математики, целеустремленность и интеллект самих абитуриентов - учащихся 11 «Т».

Родной Лицей легендарные «технари» не забывают - явились на первую же школьную дискотеку. Нескольких мне удалось «отловить».

pic. 5-8kb
Алексей СТЫСИН, серебряный медалист, физфак МГУ:
- Дополнительно я занимался на подготовительных курсах факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. На ВМК, однако, не поступил: провалился на первом же экзамене - письменной математике, решив правильно только две из шести задач.
- Какие задачи предлагались?
- На все темы подряд: стереометрия, планиметрия, модули, смешанные уравнения. Абитуриенту необходимо получить минимум «4» за этот экзамен, чтобы быть допущенным к следующему, более сложному - устной математике. Затем поступающий должен сдать устную физику, а потом притащить выпускное школьное сочинение.
- Итак, на ВМК ты провалился...
- Да. Зато поступил на физфак. Сдал математику (письменно) и физику (устно), набрав нужное количество баллов - тринадцать. Причем, математические задачи затрагивали все темы школьного курса, кроме интегралов, производных и т.п., основ математического анализа там не было.
- Какие учебники поступающим порекомендуешь?
- Ткачук, «Математика абитуриентам». 90% поступавших вместе со мной по нему готовились. Замечательная книжка, очень рекомендую. А еще посоветую усердно заниматься. И любить школу. Я-то теперь понимаю, как там хорошо... pic. 5-8kb
Ксения КРАСИЛЬНИКОВА, золотая медалистка, мехмат МГУ:
- Поступая на мехмат, я сдавала письменную математику (написала на «8») , устную математику (получила «10», максимум) и принесла сочинение из школы. Чтобы сдать письменный экзамен, необходимо решить три с половиной задачи из шести. Затрагивают они, в основном, темы одиннадцатого класса, но абитуриенту необходима база всей школьной программы: были задачи на параметры, на показатели, на логарифмы, предлагалась геометрическая задача.
- Говорят, без взятки в МГУ не поступишь. Это глупости?
- Не берусь судить о гуманитарных факультетах, но что касается факультетов фундаментальных, куда люди поступают с олимпиад, - это полная ерунда. Человек, не знающий предмета, не станет туда поступать - ему будет невообразимо трудно учиться.
- Как ты оцениваешь подготовку, полученную тобой в Лицее?
- На отлично. Нас готовили не только к вступительным экзаменам. Мне, например, очень легко учиться на первом курсе - многое мы узнали уже в школе, на дополнительных лекциях. Нам казалось, что это не нужно, мы говорили: «Давайте нам лучше варианты вступительных экзаменов». Теперь я осознаю, насколько целесообразным было стремление учителей наделить нас дополнительными знаниями. Сейчас, в вузе, я без проблем понимаю преподавателя, в то время, как половина моей группы не может взять в толк, о чем вообще идет речь. pic. 5-8kb
Александр ТИВКОВ, физфак МГУ:
- Своим поступлением я обязан замечательному преподавательскому составу нашего Лицея. Также я посещал подготовительные курсы физфака МГУ, которые мне тоже очень помогли.
- Есть сведения, что ты занял первое место по количеству прогулов за весь учебный год. Как тебе удалось?
- Мне приходилось много заниматься дома, самостоятельно, и на посещение школы не хватало времени. Удавалось, конечно, выкроить минутку - другую: сходить на физику с математикой, а также на русский язык и литературу, ибо я - ну о-о-очень люблю русский и литературу... Тем паче, что гуманитарные дисциплины преподаются в нашей школе тоже на высшем уровне, что позволяло нам, технарям, развиваться гармонично. Здесь я обязан поблагодарить замечательного преподавателя русского языка и литературы Л.И.Мишину.
- Вступительные испытания сложными были?
- Если честно, то с моей подготовкой сами экзамены такими уж трудными не показались. Сложно было готовиться. Одиннадцатый класс - это вообще самый тяжелый год в моей жизни: занимаешься, не разгибая спины, переживаешь, ночами не спишь... Но что делать? Ведь желание и старание - это при поступлении главное. Без них даже после Лицея студентом не сделаешься. pic. 5-8kb
Павел БУЛАТОВ, факультет кибернетики МИФИ:
- Экзамен в МИФИ мне показался лёгким. Было пять заданий (на логарифмы, параметры, тригонометрию), сложность для меня составило лишь последнее, по стереометрии.
- Про свой класс, про школу скажи что-нибудь.
- Лицею я благодарен. Большое спасибо учителям за их терпенье и, главное, за их понимание. Да и готовили к поступлению нас нешуточно. Я, например, учась в институте, не ощущаю никакой разницы между школой и вузом. Вся моя группа охает и ахает: «Ой, как нам трудно, как непривычно!». А для меня нет ничего нового - та же школа. Класс свой я тоже очень люблю... Не знаю, бывает ли где еще такая дружба. Девчонки наши на выпускном рыдали... А сдружились мы, кстати, в последнем классе: трудно было каждому, вот мы и сплотились, дабы трудности вместе преодолеть. И преодолели.
Максим ТАРАКАНОВ, ВМК МГУ:
- Мне удалось поступить как на мехмат, так и на ВМК. Выбрал последнее.
- Почему?
- Есть у меня знакомый один, три курса на мехмате отучился... Так он меня всеми силами на ВМК толкал! Это более бытовой факультет: и учиться там легче, и профессию мирового уровня проще найти, закончив ВМК. Все зависит от того, к чему стремишься: хочешь быть каким-нибудь ученым - прямой тебе курс на мехмат, ибо мозги там вправляют очень конкретно, и стать академиком, профессором после него не проблема; а если тебе хочется каких-то житейских радостей - поступай на ВМК.
- Про свой класс что можешь сказать?
- Класс очень дружный: можно на ребят положиться, ручаться за них - считать их «корешами», что называется. Я с этими людьми много лет провел вместе, привязан к ним. Мы регулярно встречаемся, как сегодня на дискотеке. Такой общей, коллективной дружбы в вузе, я думаю, не будет. Там все особнячком держатся... pic. 5-8kb
Александр КИРЕВНИН, ВМК МГУ:
- Сердечно поблагодарю родную школу, всех преподающих в ней учителей... И все. Больше ничего не скажу - это опасно. До сих пор не могу забыть: транслирует меня местное ТВ на весь Троицк, а я говорю: «Я обожаю море!.. Там СТОЛЬКО воды!..».
Евгений ЦЫРУЛЬНИК, физфак МГУ:
- Я, в отличие от большинства моих одноклассников, поступил в МГУ в мае. В марте не удалось: на первых же экзаменах провалил и физфак, и мехмат, и ВМК... Через два месяца попытал счастья второй раз - получилось.
- Про свой класс скажи пару слов.
- Класс у меня замечательный, и этим все сказано. Он очень дружный, особенно последнюю пару лет. В этом, кстати, заслуга нашей классной руководительницы Валентины Анатольевны, она нас сдружила, взяв на себя классное руководство тогдашним 10 «Т». Большое ей спасибо, как и всем остальным педагогам Лицея.
Анна ДЕМЬЯНОВА, факультет кибернетики МИФИ:
- В МИФИ я поступила без проблем. Пыталась в МГУ на технические факультеты - не получилось. Поначалу расстраивалась, потом поняла: ерунда все это. Живу по принципу: все, что ни делается, - к лучшему.
- Все говорят о каком-то факультете «Б» МИФИ: он, мол, самый перспективный, самый престижный...
- Это факультет безопасности информации. Он самый новый в институте - отсюда и ажиотаж. Кому как, а мне он по душе не шибко приходится. Ну закончишь его, подпишешь договор с ФСБ - пять лет из страны выпускать не будут, еще с кем-то подпишешь - пятнадцать лет... У меня есть знакомые, набравшие необходимое для «Б» количество баллов и отказавшиеся от него. Учатся сейчас на кибернетике, как и я.
- Нескромный вопрос: неужели ты, вернее, вы, технари, помните наизусть все формулы? Или же существуете и поступаете за счет шпаргалок?
- Ты знаешь, основные формулы мы помним: их необходимо выучить для сдачи устных экзаменов. А шпаргалка у меня, конечно, была. Я ее на все экзамены таскала. И ни разу не использовала.
- Про Лицей что хочешь сказать?
- Скажу, что очень его люблю, что благодарна всем педагогам, особенно директору и классному руководителю - за все, что они для меня сделали. И своему классу - за поддержку и дружбу.

pic. 5-8kb
Вот что рассказал директор Лицея, преподаватель физики Николай Петрович КУЧЕР:
- Со многими замечательными классами мне приходилось работать за время педагогической деятельности, но впервые я работал с классом с 7-го по 11-й (всё время изучения физики как предмета ), и впервые на выходе «получился» класс, все учащиеся которого так сильно мотивированы на получение образования самого высокого уровня. И до этого были классы, из которых в вузы поступали все ученики (в том числе и в МГУ по 10 человек). Но никогда ещё не было класса такого ровного, где самые «слабые» дети были бы звёздами в обычном сильном классе.
- Наверно, ребята неплохо выступали на олимпиадах технического профиля?
- Если из одного класса на городскую олимпиаду по физике идёт 13 человек и из первых пятнадцати мест отдают лишь шестое и тринадцатое (в городе 6 средних школ), это говорит о многом. Если выпускники практически в полном составе ездят на все олимпиады МГУ и на вопрос ребят из других школ «Зачем вам это?» отвечают: «А честь школы!», это тоже говорит о многом. И самое главное, что высокий уровень интеллектуального развития детей дополняется весьма развитыми человеческими качествами. Не видел ещё такого дружного класса, причём, это совершенно не стадность, это - единение личностей. Дело даже не в высоких результатах ребят, а в том, что им очень интересно жить. Жизненный оптимизм, уверенность в своих силах, умение добиться поставленной цели, развитое чувство товарищества, широта интересов и увлечений - вот что уже сегодня есть в этих ребятах. Остаётся пожелать классу сохранить всё это на жизненном пути, что тоже непросто. Счастья и удачи им во взрослой жизни!

pic. 5-8kb
С классным руководителем Валентиной Анатольевной ПРАГОЙ мне также удалось побеседовать:
- Это был класс как класс. Обыкновенный класс. Просто много собралось в нем умных, способных детей. Все они - индивидуальности, к каждому был нужен свой, очень специальный подход. Но одно было у них общее - необыкновенное чувство юмора.
- Отдельно кого-то хотели бы отметить?
- Нет, ни в коем случае. Сказать что-то об одном было бы несправедливо по отношению к любому другому. Все они очень талантливые, очень хорошие.
- А отношения ваши как складывались?
- Отношения у нас замечательные, близкие. Ребята делились со мной всеми проблемами. И сейчас делятся. Встреча у нас была первого сентября. Торт они принесли, водичку, коктейли какие-то делали... А потом мы сидели и разговаривали. И не общий был разговор, а каждый ко мне подсаживался и делился со мной. Я не могу и не хочу рассказывать, о чем мы беседовали - это настолько личные радости и горести... Эти дети - самые дорогие, близкие мне люди в нашем городе. А я им поначалу не нравилась, нет. Дети не любят пожилых, пришедших в школу откуда-то извне учителей. Да и я не горела желанием стать классным руководителем. Однако взяла их...
Сначала были конфликты. Особенно с двумя - постоянно насмешничали. Одного я «приручила лаской». А другой - никак не поддавался... Вот тогда я на него наорала. И мы друг друга поняли. А после встречи первого сентября, когда все уже расходились, этот мальчик поклонился мне в пояс, сказав: «Спасибо за все, что Вы для нас сделали.» Такое нечасто приходится слышать. И ради такого стоит жить.
Я счастлива, что последние два года своего пребывания в школе этот класс провел вместе со мной. Я благодарна жизни за этот подарок - этих детей...
Материал готовил Сергей РЯЗАНОВ, 11 кл. pic. 5-8kb


P.S. Наверное, читателей удивили необычные иллюстрации к этому материалу. Поясню. Рассказ о феномене 11-го «Т» был бы не полным, если бы я не упомянул Ольгу СЕЛЯНДИНУ. Успешно выдержав вступительные экзамены в МИФИ, она, тем не менее, отказалась от учебы в этом институте. Оля считает, что ее призвание в жизни иное. С раннего возраста она рисует, и это для нее самое любимое занятие. Ей нравится заниматься графическим дизайном, и в ее планах поступить в Художественно-промышленный университет им. Строганова.
Home